Осенний рост заболеваемости COVID-19 заставил жителей крупных городов минимизировать посещение торгцентров. Shopping Index (отражает число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве и Санкт-Петербурге в октябре сократился более чем на 26% год к году. На этом фоне ритейлеры рассчитывают на новую волну арендных скидок.
Shopping Index в Москве по итогам октября 2020 года сократился на 9,4% по сравнению с сентябрем и на 26,7% по сравнению с тем же месяцем 2019 года, приводит данные Watcom. Аналогичная ситуация в Санкт-Петербурге, где показатель сократился на 3,5% по сравнению с сентябрем и на 26,3% год к году. Падение активности потребителей в октябре — нетипичное явление. Например, в Москве в прошлом году в этот период Shopping Index относительно сентября вырос на 2,1%, а в Санкт-Петербурге — 4,8%.
Президент Watcom Роман Скороходов поясняет, что на текущее поведение потребителей влияют опасение заразиться COVID-19 и резкий экономический спад. Значимость первого фактора наиболее остро ощущалась во второй половине октября, но сейчас ослабевает. О смене настроений покупателей говорят и консультанты. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева поясняет, что если в сентябре трафик достиг 80–85% от уровня прошлого года, то в период 5–18 октября снова начался отток. Сейчас, по ее наблюдениям, посещаемость остается на уровне 70–75% относительно значений прошлого года.
В ГК «Обувь России» (бренды Westfalika, «Пешеход», Rossita, Emilia Estra) отмечают, что отток покупателей начался с конца сентября, а выраженным тренд стал во второй декаде октября. Гендиректор D’S Damat в России Эмил Оруджлу предполагает, что на покупателей повлиял страх повторного тотального закрытия магазинов. Важным фактором, по мнению заместителя гендиректора брендов S.Oliver Shoes и Jana Ивана Шахина, стали и вводимые на фоне ухудшения санитарной обстановки новые ограничения и меры безопасности. Он оценивает сокращение трафика в 35%. Господин Оруджлу говорит о 40% для объектов в центре города.
В «Обуви России» говорят, что больше всего посетителей потеряли магазины в крупных торгцентрах, меньше всего — в объектах стрит-ритейла. Представитель компании отмечает, что наиболее стабильная ситуация с трафиком в городах с населением до 50 тыс. человек. Наблюдения ритейлеров косвенно подтверждают данные Watcom: в Москве по итогам октября Shopping Index для небольших объектов оказался на 25,8% ниже, чем годом ранее. В случае с крупными торгцентрами падение достигло 30,5%.
Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова поясняет, что реакция ритейлеров на текущий спад оказалась однозначной — они просят снизить арендные ставки.
В «Обуви России» подтверждают, что активно ведут переговоры о снижении стоимости аренды помещений. В целом за девять месяцев расходы сети на аренду сократились на 20%, при этом на 16% — только за третий квартал. В Hoff указывают, что пытаются договориться с владельцами помещений о переходе на процент от оборота вместо фиксированной ставки аренды. В этот раз девелоперы готовы на уступки. Коммерческий директор Malltech Мария Дриц отмечает, что компания предоставляет арендаторам краткосрочные дисконты при значительном снижении выручки. Новые центры заполняются наполовину
Евгения Хакбердиева ждет роста покупательской активности в предновогодний период. Но, по ее словам, рост может быть не планомерным, а стихийным непосредственно перед праздниками. Полное восстановление рынка, по прогнозам эксперта, произойдет не раньше конца 2021 года. Такой же прогноз делает аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова, напоминая, что на покупателей влияет не только санитарная обстановка, но и экономический кризис. «По официальным прогнозам, оборот розничной торговли и реальные располагаемые доходы населения в 2020 году будут сокращаться на 4,2 и 3% соответственно»,— констатирует эксперт.
Автор: Александра Мерцалова, Никита Щуренков
Источник: Коммерсантъ