Роман Скороходов считает, что « Антироссийские санкции влияют на экономику Казахстана, однако в целом потребительская активность в РК остается высокой, несмотря на летний период
Вопреки ожидаемому летнему спаду, в Казахстане в первые летние месяцы был отмечен рост трафика в торговых центрах. По данным компании Watcom, Shopping Index (индикатор, отражающий динамику посещаемости торговых центров и сетей на еженедельной основе в режиме онлайн) в июне повысился на 5,6% LFL, по сравнению с аналогичным периодом 2017.
Несмотря на рост ВВП на 4% и стабилизацию инфляции, падение тенге продолжилось, и в июне курс национальной валюты достиг своего рекордного минимума в 343,38 тенге, что ослабило желание казахстанцев выезжать за пределы страны. По данным КС МНЭ РК, количество внутренних туристов за 2013–2017 годы выросло на 52,2%. В 2018 году внутренний туризм продолжает расти.
Что касается потребительской активности, в июле Shopping Index незначительно понизился по сравнению с июнем. Его рост, по сравнению с 2017 годом составил 4,3% LFL. Повышение среднемесячной номинальной заработной платы, по данным Национального банка республики Казахстан, на 4,1% в июне 2018 года, подтолкнуло население выходить из сберегательного режима. У людей появилось больше возможностей совершить покупки или отправиться в отпуск всей семьей. (см график Shopping Index в Казахстане).
Но ситуация неоднородная, поскольку каждый торговый центр уникален
«Общие тренды посещаемости Dostyk Plaza несколько отличаются от трендов Казахстана в целом, — комментирует Хегай Алексей, генеральный директор ТРЦ «Dostyk Plaza» — трафик посетителей в нашем ТРЦ вырос за три месяца (май, июнь и июль 2018 года) более чем на 35% по отношению к 2017 году. Пик роста за эти месяцы приходится на июль, в котором прирост к прошлому году составил 37,9%, что кардинально отличается от ситуации в стране в целом, где в июле произошло замедление роста по данным Shopping Index от Watcom. При этом в летние месяцы нами уже традиционно отмечается значительный рост посещаемости в будние дни и замедление прироста посещаемости в выходные дни. Мы связываем это с выездом горожан на природу в дни отдыха. В целом же отмечается значительный прирост пешего трафика в наш ТРЦ. В июле количество пеших посетителей Dostyk Plaza составило 59%, от общего числа гостей нашего ТРЦ. В мае и начале июня прирост посетителей в точки детской одежды, детских развлечений и детских товаров был несколько замедлен в связи с озабоченностью алматинцев ситуацией с возможной менингококковой инфекцией и рекомендациями некоторых врачей воздержаться от посещения детьми торговых центров. Мы полагаем, что ситуация была чрезвычайно преувеличена соцсетями и СМИ, однако распространение данной информации, хоть и незначительно, но все-таки отразилось на посещении магазинов и развлекательных зон в детском сегменте.
Июнь и июль — исторически месяцы распродаж и начала представления новой коллекции в фэшн сегменте, где, соответственно, был зафиксирован прирост посещаемости.
По словам исполнительного директора группы компаний Eurasia RED Дмитрия Ревина, «В крупнейшем молле Казахстана Апорт, в связи с открытием третьей очереди молла Апорт и новых развлекательных якорей 1 июня 2018 года, а именно Miami resort @ spa и флагманского формата Funky World в июне и июле 2018 был зафиксирован рост трафика выше 17% к показателям июня и июля 2017, что выше данных Shopping Index в этот период ».
В молле Апорт в полной мере реализуется «шопинг развлечений» и образовательные программы, которые соответствуют глобальным трендам в сфере коммерческой недвижимости, и курс на lifestyle.
По мнению заместителя директора по аренде MEGA в Алматы Зарины Самигуллиной, во всех торговых центрах Мега был зафиксирован рост, в июне — ев 6%, в июле — на 9%. «Это, в первую очередь, связано с тем, что июнь и июль — это, как правило, начало периода акций и распродаж», — считает эксперт.
Президент Watcom Роман Скороходов считает, что " Антироссийские санкции влияют на экономику Казахстана, однако в целом потребительская активность в Казахстане остается высокой, несмотря на летний период, когда традиционно наблюдается спад посещаемости. В Казахстане есть вполне успешные торговые центры, которые аккумулируют лучший мировой опыт в управлении объектами и достигают высоких показателей эффективности в результате непрерывной маркетинговой активности и изучения потребительского опыта."
Автор: Мария Вакатова, партнер по исследованиям Watcom Group