Уже сейчас мы можем наблюдать колоссальные изменения на рынке розничной торговли. Пандемия будет влиять на торговые центры и магазины даже после открытия торговых точек.
1. Целевые и более редкие визиты в торговые центры
Большинство компаний организовали эффективную удаленную работу офиса. Сегодня дистанционно могут работать большинство сотрудников, начиная от бухгалтеров и заканчивая менеджерами по продажам. По данным сервиса «Работа.ру», рост запросов на удаленную работу среди россиян в начале апреля 2020 увеличился на 246%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Число опубликованных вакансий, где упоминается удаленный формат работы, за вторую половину марта вырос более, чем на 80%. По выходу из пандемии многие компании продолжат работать удаленно. Так, по данным консалтинговой фирмы «Gartner» крупные компании оставят до 50% сотрудников работать из дома. Также, многие компании будут плавно выходить из самоизоляции. Уже сейчас есть те, кто отказался от аренды офисов и, возможно, вопрос о возобновлении встанет через какое-то время, когда организации снова начнут наращивать обороты. Все это говорит о том, что торговые центры не сразу выйдут на докризисный уровень трафика посетителей. На дорогах будет меньше машин, проезжающих мимо торгового центра, а визиты в сам торговый объект станут более редкими и целевыми. Очевидно, что спрос на покупку одежды, обуви, косметики и парфюмерии, значительно уменьшиться, потому что людям не нужно будет совершать поездки на работу каждый день.2. Жесткая экономия
На текущий момент, по данным центра занятости «Моя работа» уровень безработицы вырос на 45%. По данным Росстата, почти 50% работающих россиян сообщили о значительном падении дохода семьи с начала распространения коронавируса. Но даже те счастливчики, чей доход остался прежним, фактически обеднели из-за инфляции и роста цен. Это значит, что сейчас у людей в приоритете будут товары первой необходимости. Решение по совершению покупок всех остальных категорий товаров, будут совершаться более взвешенно, чем в докризисное время. Потребители будут тщательнее следить за скидками, выгодными предложениями, активнее будут вовлекаться в программы лояльности и cashback-сервисы.3. Психологический барьер
Население России подвержено панике. По данным «ВЦИОМ» 22% очень боятся заразиться короновирусом, а 55% в какой-то мере опасаются. Уже сейчас психологи все больше фиксируют случаи тревожности и депрессивных состояний. После окончания режима самоизоляции, у многих останется страх посещения мест массового скопления людей. Следовательно, трафик и товарооборот торговых центров и магазинов в первые месяцы после открытия сильно упадет, по сравнению с докарантинным временем. По данным совместного исследования «BCG» и «Dynata», 90% людей в Китае стараются не появляться в общественных местах после открытия торговых центров и розничных магазинов. По данным опроса «SuperJob», в котором у респондентов спрашивали, куда они отправятся первым делом после выхода из самоизоляции, всего 3% граждан России намерены отправится за покупками. Большинство из них в возрасте 25-34 лет.4. Рост онлайн-продаж
По очевидным причинам, в период самоизоляции, онлайн-покупки стали пользоваться большой популярностью. По данным ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка онлайн-торговли в России по итогам 2020 года вырастет на 20-25%, по сравнению с предыдущим годом. Многие ритейлеры сообщают о 300-500% росте доли онлайн продаж в выручке компании. Категория потребителей, которые ранее не осмеливались совершать покупки в интернете, скорее всего, в период карантина смогут развеять многие из своих страхов, связанных с покупкой в онлайн. Тем более, что условия интернет-магазинов стали привлекательнее: большие скидки, бесплатная доставка, видеообзоры продуктов, возможность примерки. Постпандемический потребитель, безусловно, будет более опытным пользователем онлайн-сервисов. Однако, офлайн не уйдет в онлайн полностью. Для многих потребителей, поход в магазин - это форма проведения досуга, возможность получить большой выбор товаров, проверить качество, примерить товар, или опробовать косметику. В конечном счете, победит лучшая омниканальная стратегия.5. Постпандемический спрос
Куда в первую очередь отправятся потребители после начала открытия торговых точек? После самоизоляции самыми востребованными будут салоны красоты. Так, по данным исследования «SuperJob», каждый 10 из опрошенных мечтает отправиться в салон красоты. В Китае люди после карантина начали активно вкладываться в здоровье и уход за собой, что повлияло на рост продаж в этом сегменте в восемь раз. Люди в период самоизоляции получают мало положительных эмоций, поэтому после снятия ограничительных мер, они захотят порадовать себя, сходить в кино, кафе, театры, и любые другие развлечения, которые выбрасывают в наш организм эндорфины.В заключении хотелось бы сказать, что потребительское поведение сильно изменится, особенно на самых первых порах (лучше – в первое время) после снятия ограничительных мер. Потребитель будет бережным, более обдуманно совершать покупки, визиты в торговые центры и магазины будут целевыми и более редкими, чем до карантинных мер. Вернется ли все в докризисное русло? Возможно, но период восстановления будет долгим и терпким. По данным, исследования «Watcom» 85% ритейлеров считают, что понадобится от года до двух, для полного восстановления докризисных показателей. Сейчас нам остается подстроиться под новую реальность и новые потребности потребителей.