Это один из самых главных вопросов в розничной торговле: когда COVID-19 закончится и россиянам дадут зеленый свет для того, чтобы вернуться к их прошлой жизни, будет ли эта жизнь включать походы в свои любимые местные торговые центры? Будет ли коронавирусный кризис своего рода шоком, который заставит торговые центры работать эффективнее или наоборот приведет к массовым банкротствам и снижению качества обслуживания?
Что же будет с торговыми центрами?
1. Посткарантинный потребитель
Эксперты BCG и «Ромир» провели исследование потребительских настроений. Исходя из данных исследования, россияне планируют тратить намного меньше. Самые худшие перспективы у торговых центров (там сократят расходы 47% опрошенных) и заведений уличной торговли (40%).У людей будет меньше свободных денег, а их визиты в торговые центры станут редкими и более целевыми. По мнению разных экспертов, период восстановления может продлиться от полугода до двух лет.
2. Предотвращаем новую вспышку заболевания
До сих пор не существует вакцины от COVID-19. Ведущие институты России и мира активно ведут ее разработку, но сама вакцина может быть готова в лучшем случае к концу года. Это означает, что торговым центрам нужно вводить строгие правила и адаптироваться к существующей реальности, чтобы не допускать повторной вспышки заболеваемости и “второй волны”.Например, сотрудники службы безопасности на входе в торговый центр могут проверять температуру посетителей и сканировать QR-коды пропусков для подтверждения входа. Либо управляющие компании могут установить тепловизионные камеры видеонаблюдения по всему торговому центру так, чтобы состояние посетителей можно было контролировать в любое время. Можно ввести правила для посещения зоны фудкорта, чтобы посетители сидели отдельно и, по крайней мере, с одним пустым столом между ними. Также популярным остается решение комплексной дезинфекции посетителей. К примеру, боксы с паром, "коридор" с санитайзером, маской и перчатками.
3. Нарастание онлайн-влияния
Рынок онлайн-торговли в марте 2020 года вырос на 36% к аналогичному периоду 2019 года. Продолжится рост спроса на дистанционную торговлю и ставка на омниканальное развитие. По данным WordStat, в 7 раз выросло количество запросов в поисковых системах в марте по таким словам как “доставка из магазинов”, “доставка на дом”. В апреле данный рост продолжается, а по некоторым категориям рост запросов может увеличиться почти в 10 раз относительно прошлого года.Ковидофобия - страх заразиться новой опасной болезнью и, как следствие, страх выйти на улицу. После месяцев нагнетания страха перед коронавирусом у большинства усилится страх посещения массовых скоплений людей. Есть вероятность того, что многие бренды продолжат перераспределение каналов продаж: продажи из офлайна начнут перетекать в онлайн.
4. О, дивная новая ставка
Сегодня торговые центры и арендаторы в панике: к тотальным неплатежам добавляется неопределенность — никто не знает, как долго продлятся запреты и что будет после них. Многие ТЦ заняли выжидательную позицию и готовы перейти к переговорам только после окончания карантина. Однако особенность текущей ситуации на рынке коммерческой недвижимости в том, что владельцам недвижимости сегодня крайне невыгодна потеря арендатора: найти нового в ближайшие месяцы будет практически невозможно.Многим арендаторам предоставили арендные каникулы, либо перевели их на процент с товарооборота, а сетевые девелоперы практически все отменили базовую аренду на период самоизоляции. Однако, осталось большое количество арендаторов, которые все еще находятся на стадии переговоров, чтобы их перевели на процент с товарооборота, снизить арендную ставку или дать арендные каникулы.
В условиях эпидемии торговые центры продолжают нести массу расходов на содержание объекта. Сложность ситуации в том, что на данный момент отсутствуют адекватные меры государственной поддержки, которые снизили бы издержки торговых центров, чтобы они в свою очередь помогли арендаторам, а те меры, которые присутствуют (отмена земельного налога, если предоставить скидку в размере 50% арендатору) не спасают ни тех, ни других.
5. Новый рынок
Когда вирус утихнет, рынок ТЦ не будет прежним. Некоторые магазины и рестораны уже не откроют свои двери. У других уйдет значительное время на то, чтобы спрос вернулся к нормальному состоянию. Многие эксперты уверены: после прекращения режима самоизоляции трафик покупателей будет восстанавливаться годами.Вероятно, поменяется смысл понятия “якорный арендатор”. Ранее это была продуктовая розница и аптеки, но, как мы видим, не каждый желает ездить в отдаленные торговые центры, где нет ни интересных развлечений, ни разнообразных fashion-брендов, ни хорошего фудкорта. И тем более после того, как коронавирус поменял потребительское поведение, и люди стали чаще покупать основные продукты в магазинах возле дома.
Как мы писали в своей статье “Хлеба и зрелищ: нужны ли развлекательные объекты в ТЦ?”, торговые центры давно перестали быть исключительно местом для шопинга. Они превратились в настоящие города, где можно поужинать, отпраздновать день рождения, провести выходные с детьми, позаниматься спортом, посетить лекцию, мастер-класс и даже концерт любимой звезды.
По итогу
Развитие омниканальности, рост влияния онлайн-торговли, снижение потребительской активности и отсутствие вакцины от COVID-19 может изменить мир навсегда. Чтобы существовать в этой новой реальности, владельцы торговых центров должны будут убедиться, что они могут привлечь самые желанные бренды. Розничный бизнес, который действительно выходит из-под обломков, будет помнить, как с ним обращались во время пандемии. Как бы то ни было, беспристрастные переговоры являются лучшим способом помочь всем сторонам восстановиться, не рискуя привести к преждевременной смерти торгового центра раз и навсегда.