Ритейл в последние годы активно стал использовать технологии искусственного интеллекта в работе офлайн-магазинов. Вехами я считаю начало автоматизации торговых залов и оборудования (кассы, тележки) с помощью роботов (мерчандайзинг, уборка, коммуникация с клиентами). Подобные кейсы есть уже у Amazon Go и Walmart.

Другим большим направлением являются чат-боты в мессенжерах и социальных сетях, созданные для нужд посетителей и сотрудников торговых объектов. Использование чат-ботов в Америке расширяется, и по последним данным исследования 3C Interactive Consumer Chatbot Report, около 25% потребителей США уже ежедневно используют чат-боты, а процент использования этой технологии среди миллениалов составляет 40%. Думаю, экспериментировать с чат-ботами нужно обязательно, прежде всего потому что иногда у покупателя есть вопросы, а приложения ради этого никто скачивать не станет, и вот здесь чат-боты будут незаменимы.

Ещё один направлением является развитие AR и VR-технологий. Это уже сейчас работающие цифровые примерочные комнаты и зеркала. Парижский магазин Nike в партнерстве с французской фирмой SmartPixels создали планшет, который проецирует реалистическую голограмму с различными шаблонами на обувь покупателей.

Такие бренды, как Ralph Lauren, Neiman Marcus и Nordstrom, уже экспериментируют с умными зеркалами в примерочных, которые могут давать рекомендации по продуктам и вызывать консультантов.

Совсем скоро посетители смогут подбирать прямо в примерочной соответствующие товару аксессуары и сохранять свою историю подбора. Уже сейчас с помощью приложения бренда Sephora можно увидеть, как косметика будет выглядеть на лице покупателя.

Использование искусственного интеллекта в ритейле и коммерческой недвижимости

Другой один пример интересной технологии – это встроенные в полки с товарами камеры с распознаванием лиц для подсчета числа визуальных контактов с отдельными товарами, которые позволяют оптимизировать выкладку товара и таргетировать рекламу. Amazon Go научился использовать камеры для анализа сделанных покупок и учета продуктов. Очень важна и предиктивная (предсказательная) аналитика для будущего поведения торговых объектов с целью принятия оптимальных управленческих решений. Предсказания будут возможны за счет агрегации всех источников данных о покупательской активности и плотности потоков посетителей всех данных характеристик торговых центров и магазинов (данные о посещаемости, системы сбора продаж, Wi-Fi-аналитики в одной интеллектуальной системе, работающей в режиме реального времени - именно это мы развиваем в Watcom Group.

Кстати, недавно робот-ассистент в офлайн-магазине не справился со своей ролью продавца-консультанта, так как обслуживал всего двух человек за время, которого людям-консультантам хватало на то, чтобы помочь семи-девяти покупателям. Думаю, успешная работа роботов-консультантов лишь вопрос времени. Мы видим запуск магазина без продавцов от Amazon, который не смог открыться весной 2017 года из-за того, что технология подсчета требовала доработки, так как не могла корректно учитывать более двадцати покупателей одновременно. Но уже в январе 2018 года они смогли решить данную проблему и запустили пилотный магазин.