Подсчет посещаемости магазинов давно стал обычным явлением. Бизнесмены осознают, что нужно считать, но еще не все понимают, что недостаточно один раз установить оборудование и забыть про него, надеясь на точность получаемых данных. Чтобы отслеживать реальную динамику посещений и принимать верные управленческие решения, необходимо получать корректные данные. Погрешность даже в несколько процентов может свести на нет все усилия и затраты на подключение торговых объектов к системам подсчета посетителей. Подробнее об этом мы писали в статье «Почему точность данных о посещаемости магазинов имеет значение для ритейла?». В этом материале мы проанализировали факторы, которые могут искажать данные о посещаемости.

 

 

 

1. Использование некачественных систем подсчета посетителей

В целях экономии владельцы магазинов устанавливают самые простые беспроводные системы подсчета на батарейках. Проблема таких счетчиков в том, что подсчет становится неточным при разрядке батареи. Иногда для подсчета посетителей и вовсе используется персонал магазина — продавцы, кассиры и охранники. В следствие этого возникают огромные погрешности и отсутствие аналитики.

2. Учет детей и тележек как отдельных покупателей

Другой большой проблемой низкобюджетных систем подсчета является их неспособность отличить продуктовую тележку, коляску или ребенка от взрослого человека (в отличие от профессиональных систем, которые имеют такие алгоритмы разделения). Это приводит к тому, что число потенциальных покупателей искажается. Такая проблема особенно актуальна для магазинов с детскими товарами.

3. Некорректная фиксация потока посетителей из-за неподходящей температуры или освещения

При установке дешевых термосчетчиков (определяют посетителей по тепловому пятну) владельцы магазинов не учитывают, что такой вид датчиков не подходит для наших климатических условий. Если на объект люди заходят с улицы зимой, то их температура ниже обычной и их не посчитают. Особенностью 2D счетчиков является то, что они оптических определяют покупателя в магазине. Яркий солнечный свет, тени и блики могут значительно искажать подсчет. Такие датчики нежелательно устанавливать на уличные входные группы, потому что солнечный блик может быть принят за посетителя.

 

4. Ошибки при монтаже счетчиков покупателей

Собственники торговых объектов часто отказываются от профессиональных услуг установки оборудования подсчета и делают это за счет собственных ресурсов. Часто результатами этого становится некорректные данные подсчета при полностью исправном оборудовании. Например, зоны подсчета могут пересекаться или же, наоборот, не покрывать требуемую площадь, а значит, система не посчитает всех посетителей. Другой пример — при неправильной установке 2D и 3D видеосистем подсчета, зоны исключения могут быть выбраны некорректно, и счетчик начнет считать посетителей, которые вошли, но не прошли в магазин, или же продавцом и охранников, который много раз в течение дня попадает зону видимости камер. Все это приводит к существенным искажениям аналитики и сделает практически бессмысленным подсчет на торговом объекте.

Иногда на входной группе что-то меняют. Например, расширяют вход между антикражными рамками и данные о посещаемости начинают поступать неправильные, потому что система была настроена именно на этот участок. Требуется перенастройка и фиксация нового шаблона. Сам клиент этого не делает, потому что не понимает связь между расширением входа и качеством данных о посещаемости.

5. Умышленное влияние сотрудников на данные о посещаемости 

В магазинах, где установлены системы подсчёта посетителей, мотивация персонала конверсии продаж. Сохранение уровня покупок при занижении числа посетителей поднимает конверсию и их премии. Для повышения конверсии продаж и своих бонусовперсонал может заслонять инфракрасные счетчики, отключать питание или красить лаком линзы видеодатчиков. Такие уловки сложно отследить, если данные о посещаемости не проверяются на корректность в постоянном режиме IT-специалистами торгового объекта или же специальной службой управления данными.

Например, сотрудники по время пика посещаемости на несколько часов выключают оборудование и таким образом увеличивают шансы получить бонус по итогам месяца. При этом система дает управляющим магазина данные за день и временное отключение они не увидят, если не решат посмотреть детальную статистику. Обычно этого никто не делает. Если же подключена услуга управления данными, то менеджеры управления данных автоматически получат сформированный инцидент, разберутся в причинах и сообщат об этом ответственным лицам на стороне клиентов.   

Как контролируется корректность данных при сервисном обслуживании?

Первоначальная настройка после монтажа системы подсчета осуществляется на входной группе объекта. Потом записывается видео и производится ручная сверка с результатами счетчика. Вносяк оррективы, точность подсчета доводится до 100%. Этот шаблон вместе с историческими данными фиксируется на объекте. Потом происходит наблюдение за торговым объектом. Если происходит всплеск или спад данных, который не соответствует шаблону, то система управления данных автоматически формирует инцидент.  К проблеме подключается менеджер данных, и начинает выяснять причины сбоя. Он удаленно проверяет датчик и его настройки. Если на этом этапе причина не выявлена, то он звонит на объект и узнает подробности и выезжает на объект (если это требуется). Периодически происходит тестирование оборудования, обновляется программное обеспечение и другие плановые сервисные работы.